Несколько классических еврейских комментариев к 53 главе книги пророка Исайя
На главную

Несколько классических еврейских комментариев к 53 главе книги пророка Исайя:

МОИСЕЙ ЭЛ-ШЕЙК (АЛ ШЕК), 16 век

ЙЕФЕТ БЕН АЛИ, 10 век

ЗОХАР

МОИСЕЙ КОГЕН ИБН КРИСПИН, 14 век

МОИСЕЙ БЕН МАЙМОН (МАЙМОНИДЕС)

ЙОСЕФ АЛБО

МИДРАШ

ЛИТУРГИЯ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ НА ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ

ВАВИЛОНСКИЙ ТАЛМУД

ТЕКСТ 53 ГЛАВЫ КНИГИ ПРОРОКА ИСАЙИ



МОИСЕЙ ЭЛ-ШЕЙК (АЛ ШЕК), 16 век

Стихи этой главы с трудом поддаются структурированию, позволяющему четко проследить взаимосвязь и единство ее частей от начала и до конца. Я могу представить себе, как комментаторы бороздили этот отрывок Писания, так и не приходя к единому мнению относительно затрагиваемой темы и до конца не распутав порядок слов.

Поэтому я иду по их стопам с чувством глубокого смирения, ни в коей мере не претендуя на мудрость. Мое намерение заключается лишь в попытке раскрыть смысл данной главы при помощи простого и ясного подхода, согласуясь с буквальным значением текста. Ведь именно так должен действовать каждый, кто желает установить верную связь между различными словами и отрывками и определить, насколько правильно то или иное толкование.

Возможно, будет уместно отметить, что наши раввины единодушно принимают и поддерживают мнение о том, что пророк здесь говорит о Мессии (и мы также будем придерживаться этой точки зрения), ведь Мессия, без сомнения, это Давид, который, как всем известно, был "помазан", и есть стих, в котором пророк, говоря во имя Господне, явно провозглашает: "А раб Мой Давид будет Царем над ними." (Иез. 37:24). Поэтому слова "раб Мой" могут быть с уверенностью отнесены к Давиду, так как то, что ясно в одном отрывке, может объяснить скрытый смысл или неясность в другом.

Наши раввины утверждают, что из всех страданий, пришедших в мир, одна часть предназначалась для Давида и отцов, вторая для поколения изгнанников, а третья – для Мессии. При более глубоком проникновении в смысл этого утверждения мы увидим, что существуют как наказания за совершенные злодеяния, так и "наказания любви". "Наказания любви" выпадают на долю праведников и претерпеваются ими за злодеяния их собственного поколения. Те, кто не знают, как велика награда праведников, могут быть удивлены таким положением вещей, ставя под сомнение истинность того факта, что Бог действительно может гневаться на праведного во всех отношениях и ни разу не согрешившего человека и возлагать на него преступления грешников, делая это с той целью, чтобы грешники могли возрадоваться, а тот честный человек пострадать, они – возрастать в силе, в то время как он разбит и наказуем, они – торжествовать по поводу его бедствия и насмехаться над его горем во время своих пиров, когда он поражаем за их же грехи.

"Вот, раб Мой (Мессия) будет благоуспешен" – это благоденствие будет простираться через четыре мира, а именно через низший мир, мир ангелов, мир звезд и самый высший мир, в одинаковой мере сопровождая его в каждом из этих миров. Он будет "всевышним" в этом мире, "вознесенным" в мире звезд и "высоким" в мире ангелов, и причем "весьма", так как благоденствие будет сопутствовать ему также и в высшем из миров, в самом присутствии Божьем. Это согласуется с высказыванием раввинов по поводу второго псалма (стих 8), что он будет "как нежно любимый сын, радующийся перед лицом Создателя". Поэтому Он говорит: "Проси у Меня... "(Пс. 2 :8), – на основе благословений, которые предназначены для него в каждом из четырех миров...

Согласно тексту Писания (см. Ис. 52:13) он должен быть "величественнее ангелов", ввиду того, что у них было "величие и страх". Это означает, что, несмотря на их высокое положение, они испытывали благоговейный трепет перед всемогущим Богом, не смея, как Праведник, который "играл перед Лицем Его, как сын играет перед лицом отца", возносить просьбы к своему Создателю...

Итак, он был "презрен" в своих собственных глазах, и "мы ни во что ставили Его", хотя на самом деле причина того, что мы отвращали от него свое лицо, крылась не в нем самом, а в людях, ведь последующие стихи: "Он понес наши болезни" подсказывают нам, что он готов был понести их добровольно.

Однако мы полагали, что он понес их не добровольно, но был "поражаем и наказуем" за свои собственные грехи и уж никак не из любви к нам. Но "Он был изъязвлен за грехи наши", и вследствие этого "сломлен болезнью"; будучи "мучим за беззакония наши", он стал "мужем скорбей", и был "поражен" бедностью, потому что "наказание мира нашего было на Нем".

"Все мы блуждали как овцы", – именно как овцы, которые следуют за тем, кто их ведет, так что если впереди идущий сбивается с дороги, то все остальные сбиваются вместе с ним, ведь стаду присуще единство, как говорят раввины, "Когда пастух гневается на стадо, он ослепляет его вожака" (Баба Кама 52а).Однако из последующих слов: "мы совратились каждый на свою дорогу" ясно, что мы оказались в другой ситуации, и наше состояние было прямым следствием конкретных действий каждого человека. Будь это иначе, наша вина была бы далеко не так огромна. Но подумайте теперь о милости Божьей: после того, как каждый из нас сбился с пути, можно было ожидать, что Он накажет каждого человека в отдельности. Однако Господь не принял это в расчет. Он, наоборот, посчитал нас за одного человека, сложив "грехи всех нас" и возложив их на Праведника, который таким образом смог понести их все, что не было бы возможным, если бы каждому человеку вменились его собственные злодеяния (Ис.53:6).



ЙЕФЕТ БЕН АЛИ, 10 век

Что касается меня, то наряду с Беньяамином из Негавенда, я склонен рассматривать эту главу, как указание на Мессию, которое является вступительной частью, включающей в себя описание его положения в изгнании с момента рождения до вступления на престол.

Слова "Раб Мой" относятся к Мессии так же, как они относятся к его прародителю в стихе "Я клялся Давиду, рабу Моему".

...Под словами: "Он понес наши болезни" (стих 4) подразумевается то, что те болезни и боль, которые ему пришлось претерпеть, были заслужены людьми, но вместо них эти страдания понес он. Слова: "и мы ни во что ставили Его" говорят о том, что они считали причиной его уничижения Богом его собственные грехи. Это отчетливо видно из слов: "наказуем и уничижен Богом".

И здесь, я думаю, следует остановиться и объяснить, почему Бог наслал на Мессию болезни и заставил его страдать за Израиль. Принято считать, что Бог открывает людям исключительную роль пророков, проповедующих им Слово Божье и ходатайствующих за них в день бедствия. Причем их ходатайство может находить обличье в двух разных формах. В период Израильского царства это выражалось в молитве и заступничестве, как в случаях с Моисеем, Аароном, Самуилом, Давидом, Илией и Елисеем, чьи молитвы за народ были приняты Богом. Во времена же пленения и усиления греха заступничество пророков выражалось в совершенно иной форме. Однако, несмотря на это, ноша грехов народа была облегчена. Так было в случае с Иезекиилем, когда Бог повелел ему провести во сне 398 дней, лежа на левом боку, и 40 дней, лежа на правом (Иез.4:4). В первом случае он нес беззаконие дома Израилева, а во втором беззаконие дома Иудина. Народ заслужил более серьезное наказание от Бога, нежели то, которое ему действительно пришлось претерпеть. Видя, что он был недостаточно силен, чтобы вынести заслуженное наказание (как говорит Амос: "Господи Боже! Пощади; Как устоит Иаков? Он очень мал" (Ам.7:2), пророк воззвал о его смягчении.

В силу того, что сейчас, в последние дни пленения, когда уже не восстанет пророк, который бы заступился за народ в день бедствия, то есть в день гнева и ярости Господней, Бог определяет Своему Слуге понести грехи народа и через это смягчить его наказание во избежание полного истребления Израиля. Итак, из слов: "Он изъязвлен был за грехи наши", мы узнаем две вещи: первая это то, что Израиль совершил много грехов и преступлений, за которые и заслужил Божье негодование, и второе то, что благодаря Мессии, который возьмет на себя ношу грехов Израиля, народ будет спасен от предназначенного ему гнева, получив, таким образом, возможность устоять против него, как и говорит Писание "ранами Его мы исцелились" (стих 5).

...Было сказано: "Господь возложил на Него грехи всех нас", – и пророк повторяет здесь ту же самую мысль, говоря, что Богу было угодно нанести ему раны и навлечь на него болезни, но отнюдь не по причине его собственного греха. Далее пророк говорит: "когда же душа Его принесет жертву умилостивления" (Ис.53:10), – показывая тем самым то, что душа его была движима желанием взять на себя вину Израиля, как сказано: "и грехи их на Себе понесет" (Ис.53:12).



ЗОХАР

Дети мира являются членами друг другу. Когда Дух Святой желает принести в мир исцеление, Он поражает праведного среди них человека и ради него исцеляет остальных. Откуда мы это узнаем? Из следующего отрывка: "Он изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши". Другими словами, через пролитие его крови, как через потерю руки в сражении во имя победы, к нам всем пришло исцеление, как членам одного тела. Вообще, праведник наказывается с единственной целью принести исцеление и искупление целому поколению.



МОИСЕЙ КОГЕН ИБН КРИСПИН, 14 век

Я очень рад возможности истолковать данную главу и сделать это в соответствии с учением наших раввинов, то есть трактовать ее как главу о Миссии. По мере моих сил я постараюсь придерживаться буквального значения текста, что, возможно, позволит мне избежать искусственных, натянутых трактовок, которые ставятся в упрек другим толкователям.

"Он понес наши болезни" (стих 4). Эти слова объясняют причину его страданий. Все они падут на него вследствие его глубокой печали и скорби по поводу болезней, вызванных нашими грехами. Он как будто понесет на себе все те болезни и наказания, которые выпадают на нашу долю. Глагол "нести" также может означать "удалять" или "прощать", если обратиться к 17-му стиху 10-ой главы книги «Исход». Своим состраданием и молитвами за нас он искупит наши грехи. "Но он взял на Себя наши немощи", как ношу на свои плечи, и всю их тяжесть он понесет на себе... "а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом". Невозможно поверить, что кто-либо из людей смог бы с готовностью вынести такую боль и горе, которые бы настолько обезобразили его, даже ради своих детей, не говоря уже об интересах народа. Нам будет казаться, что такие ужасные страдания, должно быть, легли ему на плечи, как наказание за его собственные многочисленные грехи и ошибки, и поэтому мы будем считать его "наказуемым Богом". Но это не так. Они не наказание, посланное Богом, ведь он был "изъязвлен за грехи наши" и подвергся мукам, подобно родовым именно по причине страданий, которые выпали нам за наши преступления. "Соединившись с ним, мы исцелились". Несмотря на его крайние страдания от боли и болезней, мы, тем не менее, благодаря нашей близости к нему и единству с ним, исцелились от всех немощей, вызываемых нашими бедствиями. Бог покажет ему свою милость и, пощадив его за страдания, вынесенные ради нас, даст нам исцеление.

Как овцы, не имеющие пастуха, в полном беспорядке бродят по равнине, так и мы ходили каждый своим путем, занятые лишь своими заботами, и никому из нас не было дела до служения Богу. Наши беззакония были слишком велики, чтобы простить их, и, так как, будучи в изгнании, мы навлекли на себя самое страшное наказание, все выглядело так, будто это наказание, заслуженное всеми нами, было возложено Богом на него.

Это предсказание было сделано Исаией по Божественному повелению, с целью передать нам некоторые откровения о сущности будущего Мессии, который должен прийти и спасти Израиль, а также о его жизни со дня его появления в сознательном возрасте и до его пришествия как спасителя. Это было сделано для того, чтобы если кто появится и объявит себя Мессией, то мы смогли бы при внимательном рассмотрении оценить, есть ли в нем какое-либо сходство с чертами, описанными Исаией. И если такое сходство есть, можно поверить, что он и есть Мессия. А если сходства нет, то верить этому мы не можем.



МОИСЕЙ БЕН МАЙМОН (МАЙМОНИДЕС)

Каким должен быть приход Мессии, и где будет место его первого появления. Он впервые появится в земле Израильской, как написано: "И внезапно придет в храм Свой Господь, которого вы ищете" (Мал.3:1). Но, что касается формы его прихода, то этого знать мы не можем до тех пор, пока это не произойдет, дабы никто не мог сказать, что он сын такого-то человека или из такой-то семьи. Восстанет некто, кого никто не знал раньше, и те знамения и чудеса, которые он сотворит перед людьми, будут доказательством его истинного происхождения. Ведь Бог, провозглашая Свою волю в этих событиях, говорит:

"вот Муж имя Ему ОТРАСЛЬ. Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень." (Зах.6:12). Так же и Исаия, пророчествуя о времени его появления, говорит, что никто не будет знать ни отца его, ни матери, ни из какой он семьи: "Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли" (Ис.53:2). Но удивителен тот феномен, которым будет сопровождаться его появление: все цари земные придут в ужас от его славы, все царства их будут в страхе, а они сами будут пытаться решить, противостать ли ему с оружием в руках или же действовать по-другому, тем самым, признавая свою неспособность бороться с ним или игнорировать его присутствие. Они вынуждены будут замолчать, пораженные чудесами, которые он сотворит. Вот, что говорит Исайя, описывая, как цари воспримут его: "цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено, и узнают то, чего не слыхали" (Ис.52:15).



ЙОСЕФ АЛБО

Иногда несчастья выпадают на долю тех, кто праведен, не в качестве наказания, а ради целой нации, ради возможности ее искупления. И это происходит потому, что Бог находит удовольствие в сохранении этого мира, зная, что праведник выдержит страдания с радостью и не ропща на Его приговор. Посему Он навлекает страдания на праведных, в качестве возмещения за зло, которое в противном случае неизбежно бы легло на плечи целой нации, не предотврати Бог этого таким образом. Именно это имеют в виду наши раввины, говоря: "Смерть праведных приносит искупление" (Моед Катан 28а).



МИДРАШ

Слова "Приди сюда" (Руфь 2:14) относятся к Мессии. "Приди сюда", приблизься к царству. "И ешь хлеб", то есть хлеб царства; "и обмакивай кусок твой в уксус" – это относится к страданиям, как сказано: "Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши" (Ис.53:5). (Руфь Рабба 5,6)

Раввин Гуна, ссылаясь на раввина Аху, сказал: "Страдания поделены на три части: одна для Давида и Патриархов, одна для нашего собственного поколения изгнанников и одна для Мессии, как и написано: "Он изъязвлен был за грехи наши" (Ис.53:5). И когда придет час сей, говорит Святой Бог – Да будет благословлено имя Его! – Я должен буду сотворить ему нечто новое, как и написано: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя" (Пс. 2:7).

(Мидраш Тегиллим к Псалму 2, и Мидраш Самуил глава 19; с чтением Ялкута II, 620)



ЛИТУРГИЯ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ НА ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ

Наш праведный Мессия покинул нас, ужас нас держит в тисках, и некому нас оправдать. Он понес ярмо грехов наших и наших преступлений. На своих плечах несет он ношу наших грехов, чтобы за все наши злодеяния прощение обрести. Мы исцелимся ранами его. О, Великий Бог! Время пришло Тебе сотворить его заново! (Елеазор га-Калир, 9 век или позже).



ВАВИЛОНСКИЙ ТАЛМУД

Мессия – как имя его? ...Раввины говорят: "Прокаженный Дома Раввина его имя, как сказано: Он понес наши болезни…а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом" (Ис.53:4). (Сангедрин 98б)





Текст 53 главы книги пророка Исайи:

1

Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?

2

Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

3

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

4

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

5

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

6

Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.

7

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.

8

От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.

9

Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.

10

Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.

11

На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.

12

Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

Rambler's Top100   ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Сайт управляется системой uCoz