16. С тех пор

Моя жизнь кардинально изменилась. Раскрылись мои глаза. Мои уши стали слышать. Горизонты передо мной расширились. Мое мироощущение стало более острым. Моя радость достигла новых высот. И, наконец, во мне постоянно растет трудно удовлетворимое желание читать Слово Божье.

Многие в Вашингтоне в конце концов узнали, что произошло с Этель и со мной, и нам посыпались приглашения придти и поделиться своей радостью. Со временем нас стали приглашать как учителей Слова Божьего. Несмотря на то, что вначале у нас совсем не было никакой подготовки, я понял, что нужна дисциплина подготовки к регулярному проповедованию и что это является для меня прекрасной возможностью поучиться самому. Такая подготовка заставит меня изучать Слово Божье. Это было очень ответственное задание, но я взялся за него.

Первое наше выступление состоялось в вашингтонской конгрегации. Здесь нас с Этель попросили провести занятие с молодежью о выборе профессии. На занятии присутствовало около двадцати четырех человек, а потом количество выросло до семидесяти пяти, включая людей и других возрастов. Пытаясь прозондировать почву насчёт того, в какой области молодые люди больше всего нуждаются в помощи, я получил около восьмидесяти конфиденциальных ответов. Проблемы были следующими: чувство неполноценности, одиночество, высокие требования и к себе и к другим, проблемы в отношениях с родителями и сверстниками, острое чувство самолюбия, неуверенность в своих отношениях к другому полу, вопросы любви, половой жизни, супружеской жизни, а также выбор профессии.

На все эти вопросы мы отвечали поисками ответов в Священном Писании, представляя библейские принципы жизни более чем семидесяти пяти студентам, принципы, по которым они могли бы жить, имея и личную свободу и право выбора.

Потом начались занятия Библией у нас дома. Поначалу я пригласил двадцать четыре человека верующих — двенадцать евреев и двенадцать неевреев. Мне хотелось воочию увидеть, как действует сила убеждения Слова Божьего в этой смешанной группе. И хотя в конце концов в группе осталось больше неевреев, мы завели новых друзей, и во время наших занятий по средам становились свидетелями обновленных жизней. Потрясающее чувство!

Затем перед нами встала новая ответственность за настоящее духовное воспитание этих людей. Я знал, что люблю людей, что я был хорошим отцом и хорошим учителем. Но когда мне задавали вопрос о том, когда я начну свою собственную миссию, мне становилось неловко. Ведь это было моим тайным желанием, однако навязываться людям мне претило. Чтобы как следует разобраться в том, что же все-таки происходит со мной, я встретился с несколькими опытными пасторами, которых я знал в Вашингтоне и Балтиморе и спросил их, чувствуют ли они, что у меня есть призвание к служению Богу.

Я чрезвычайно обрадовался, когда у каждого из них я нашел подтверждение своим мыслям. Один даже сказал мне, что угадал мое призвание еще год тому назад, но просто ждал, когда я сам признаю этот дар в себе.

Однажды из Сан-Франциско мне позвонил мой друг. После обмена любезностями он перешел прямо к делу.

— Стэн, хочу спросить тебя вот о чем. Что ты собираешься делать дальше?

Ну и вопрос, да еще по телефону с другого конца Америки!

Мы проговорили часа полтора, и он предложил следующее: взять длительный отпуск и поехать на год в хорошую школу по изучению Библии. Не в семинарию, поскольку это ни к чему, а в Библейскую школу, где учат о Боге. Потом вернуться уже готовым к пасторству, готовым учить людей Слову Божьему, служить им — всем тем, кого ко мне пошлет Господь.

От такого предложения у меня захватило дух. Я знал, мне необходимо выучиться, узнать побольше о Слове Божьем перед тем, как начать свою миссию и стать духовным учителем другах. А что будет с моим бизнесом? После двадцати пяти лет мой бизнес процветал, были сотни важных клиентов. Разве мог я бросить его на целый год? Может ли в моё отсутствие моя секретарша Дженни управиться со всеми клиентами?

Удивительно, но все уладилось само собой. Прежде всего, Этель восприняла мою идею положительно. Дженни согласилась остаться одна и вести бизнес на тот год, что меня не будет. 30 июля 1979 года мы продали свой дом и через три недели отправились в библейскую школу.

В городе оставалась Энн, которая только что окончила факультет художественных искусств, и оставлять её одну было самым трудным.

— Я ничему не удивляюсь, — сказала она, улыбаясь. — Обычно дети оставляют родителей, чтобы поехать учиться в колледж, но вот чтобы родители оставляли детей, чтобы поехать в школу Библии — о таком я еще не слыхала!

Прожив почти всю жизнь в больших домах, нам с Этель пришлось привыкать к малюсенькой, обставленной дешевой мебелью трехкомнатной квартирке. Привыкнуть к такому нелегко, не будь мы любящей парой. Во многом тот факт, что нам с Этель пришлось заново начать жизнь, был самым благотворным событием моей жизни. Это было временем не только для нового начала — посвящения себя Божьему делу, но также и временем открытия в самих себе новых горизонтов.

Прошло девять месяцев, и 28 мая 1980 года мы вернулись в Вашингтон. Я зашёл в мой страховой офис, но через шестнадцать дней я организовал Миссию Живого Слова Божьего в городе Бетезде, штате Мэриленд, где и стал духовным наставником. Наша миссия — межконфессиональна и состоит из членов как евреев, так и неевреев.

Наша миссия основана на оказании духовной помощи новым верующим: мы помогаем им понять, что именно в Мессии — Христе — они и получают свое полное самовыражение, а это заставляет их осознать духовную реальность всего происходящего в их жизни. Они освобождаются от духовной несвободы и человеческой суетности обычного философствования. В нашей миссии мы не ищем способов развлечь прихожан. Прежде всего они начинают искать Бога с тем, чтобы исполнить Его заповеди, данные в Слове Божьем. Чудо любви Божьей и Его благодать начинают изменять их жизнь. Они уже никогда не возвращаются к прежнему образу жизни — бездуховности, изменяясь на глазах и исполняясь неизъяснимой радостью, несмотря на период сомнений и тяжких испытаний.

Самым интересным в нашей миссии является то, что мы с Этель стараемся привнести элемент еврейского понимания Слова Божьего. Ведь большинство верующих, как евреев, так и неевреев, недооценивают еврейское трактование того, что описано в первых пятнадцати главах Деяний Апостолов. Не слышали они и о еврейской трактовке Послания к Ефесянам. Большинство неевреев никогда не присутствовали на праздновании Седера в праздник Пейсах, и когда я провожу ежегодно Седер в сокращенном варианте, им это очень нравится, и они узнают много нового. А взять, к примеру, радостный праздник Рош Хашану и торжественность Йом Кипура, когда весь приход празднует их, слушая наши объяснения мессианского значения каждого праздника.

В праздник Пурим Этель объясняет значение Книги Есфири и угощает прихожан традиционными «гоменташенами» — мучными сладостями, выпеченными в форме треугольника. На Ханнуку, праздник Свечей, Этель приносит традиционные латкесы — картофельные оладьи, которые едят с яблочным пюре и сметаной. Мы не чувствуем особого рвения проводить наши службы на еврейский манер, однако наше «еврейство» и так проявляется само собой, добавляя богатство нашего еврейского наследия к нашему объяснению Бога наших предков и помогая нам служить Ему в Духе и Истине.

Наша семья еще никогда не была такой сплоченной — теперь мы все знаем правду о Иисусе и все, что бы мы ни делали, мы делаем в духе этой правды. Энн работает художником-оформителем, занимаясь время от времени литографией. Джуди вышла замуж 15 апреля 1978 года за Джона Мэнгат-Рэя, а 17 апреля 1979 года подарила нам нашу первую внучку — очаровательную Дженнифер.

Я стараюсь наладить свои отношения с родственниками. Один из моих братьев очень помогает мне в моей работе. Другому моему брату и моим сестрам мало что известно о нашей новой жизни, поскольку у нас не было возможности поделиться с ними своей духовной радостью, поэтому мы стараемся развивать то, что нас сближает, не принимая во внимание то, что нас разделяет. Я их понимаю и терпеливо жду, ведь я их очень люблю.

Теперь я совершенно разобрался в самом себе — что раньше считал невозможным, и знаю, что мне предстоит сделать в жизни. Мне очень нравится важность и ответственность духовного лидерства — учить людей силе Слова Божьего.

Сделав в глубине души правильный выбор, и я и Этель хотим сказать всем — и евреям и неевреям — сердечное Шалом! Ведь мы хотим, чтобы вы были духовно свободны от страха перед будущим, от негативных моральных конфликтов. Свободны от раздоров и жизненных стрессов. Мы желаем всем отличного здоровья и процветания — и в личной жизни и в духовной!